Интерактивный портал

Управления труда и занятости

Республики Карелия

Войти через госуслуги

Как самостоятельно искать работу

Источники информации о вакансиях

Существует большое количество источников получения информации о вакансиях. Каждый из этих источников предоставляет особую возможность найти себе подходящее рабочее место и содержит свои специфические по объему и содержанию сведения о вакантных рабочих местах. Для повышения вероятности успешного поиска работы необходимо пользоваться всеми доступными вариантами получения информации о вакансиях. Но эта информация эффективна только в том случае, если вы осуществляете активный поиск вакансий. Почему работу нужно искать самому? Ответ прост: многие, а может быть, и большинство вакансий не рекламируются. Для того чтобы грамотно прорекламировать имеющиеся вакансии, работодателю необходимо совершить определенные действия - затратить, время, силы и деньги. К сожалению, не многие работодатели готовы к этому. Большая часть из них наивно полагает, что в нынешней ситуации на рынке труда нужный человек сам появится в нужном месте и в нужное время. Почему бы вам не стать этим человеком?

Государственная служба занятости

Как правило, учреждения Государственной службы занятости имеют наибольший по объему банк вакансий рабочих мест. В каждом районе любого города или области России имеется районный центр занятости населения. Эти центры являются подразделениями Федеральной государственной службы занятости населения.

Вы можете обратиться в центр занятости населения по месту жительства для того, чтобы узнать, какие вакансии имеются на сегодняшний день в банке Государственной службы занятости города или района. Вы узнаете полные сведения о вакансиях, включая название профессии и должности, название организации, адрес и телефон работодателя, предлагаемый уровень заработной платы, условия труда, требования к специалисту.

Для получения информации о вакантных рабочих местах вам не нужно вставать на учет и регистрироваться в качестве безработного. Вы можете прийти в центр занятости любого района и узнать о наличии вакансий по любой интересующей вас профессии.

В обязанности центров занятости населения входят: регистрация и перерегистрация безработных, регистрация предприятий, выплата пособий, выдача справок, статистические отчеты, направление безработных на профессиональное обучение, организация общественных работ, профориентация, функционирование "Клубов ищущих работу" и т. д.

В центре занятости населения вы можете также получить информацию:

  • о возможностях профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации,
  • об услугах, которые можно получить в Государственной службе занятости,
  • об адресах и телефонах учреждений Государственной службы занятости,
  • об основных положениях Закона о занятости населения Российской Федерации.

Все без исключения услуги Государственной службы занятости для всех категорий клиентов: для работодателей, для безработных граждан, для незанятого населения, для всех, кто ищет работу, БЕСПЛАТНЫ.

В Государственной службе занятости имеются сведения о тех вакансиях, о которых сообщают работодатели. Работодатели подают заявки на поиск сотрудников, и специалисты Службы занятости направляют к ним клиентов, которые соответствуют указанным требованиям. Далее работодатели сами решают, кого они принимают на работу. Если работодатель принимает работника, то он должен сообщить в Службу занятости о том, что соответствующая вакансия занята, и ее исключают из банка вакансий.

Однако эта форма работы не всегда бывает удобна как для работодателей, так и для кандидатов на вакантные рабочие места.

Во-первых, когда работодатель сообщает о привлекательной вакансии, то по причине доступности банка вакансий Государственной службы занятости к нему направляется большое количество людей, значительная часть которых не удовлетворяет его требованиям, и это серьезно затрудняет работу кадровых служб предприятия. Поэтому многие работодатели стараются не сообщать о своих вакансиях в службу занятости, а используют для найма другие каналы. Некоторые работодатели хотят, чтобы информация об их вакансиях была ограниченной и чтобы к ним направляли только тех клиентов, которые полностью удовлетворяли бы их требованиям. То есть они требуют, чтобы служба занятости проводила не только поиск, но и подбор кандидатов по их заявкам. А для этого банк вакансий должен быть доступным только для специалистов, осуществляющих подобный подбор.

Во-вторых, часто бывает, что специалисты службы занятости направляют на заявленные вакансии тех безработных клиентов, которые на самом деле не хотят работать, а хотят получать в службе занятости пособие по безработице или быть направленными на бесплатное профессиональное обучение. Такие клиенты приходят к работодателю и просят написать в их направлении отказ в трудоустройстве, чтобы вернуть это направление в службу занятости. Кому из работодателей это понравится? Поэтому многие работодатели неохотно, с сомнением и осторожностью обращаются с заявками в Государственную службу занятости. И только в том случае, если другие способы подбора сотрудников для них дороговаты или не привели к успеху.

В-третьих, широкая доступность банка вакансий Государственной службы занятости приводит к серьезной конкуренции среди тех людей, которые ищут работу. Как только появляется информация о привлекательной вакансии, на нее в тот же день устремляется огромное количество кандидатов. И успеть занять действительно хорошую вакансию может быть очень сложно. За те несколько часов или дней, пока работодатель сообщит о заполнении вакансии и администратор базы данных службы занятости удалит ее из банка, к работодателю могут обратиться десятки кандидатов. Следовательно, чтобы повысить шанс на трудоустройство, ищущие работу должны обращаться по указанным вакансиям немедленно, не откладывая это ни на минуту. Для этого они должны быть готовы тут же звонить, договариваться и ехать на встречу со всеми необходимыми документами.

В общем, можно сказать, что в банке вакансий Государственной службы занятости имеется большое количество информации о вакансиях в городе. Однако вакансии, представленные в этом банке, как правило, не являются высокооплачиваемыми и не предъявляют повышенных требований к профессиональной квалификации и опыту работы. Среди них, как правило, преобладают промышленные, транспортные и строительные специальности, рабочие места в сфере торговли, обслуживания, здравоохранения и образования, а также должности в милиции и армии. В банке вакансий Государственной службы занятости трудно найти престижные и высокооплачиваемые места в сфере бизнеса, финансов, менеджмента, информатизации и высоких технологий.

Если вы без работы, затрачивайте на поиски работы столько же времени, сколько вы обычно тратите на работу.

Вернуться к списку вопросов

Коммерческие агентства по найму и подбору кадров

Поскольку в сфере труда действуют те же рыночные законы, что и в других сферах экономики, естественно, что помимо Государственной службы занятости, существуют и коммерческие фирмы, оказывающие аналогичные услуги за гиату. Следует сказать, что сектор коммерческих услуг на рынке труда динамично расширяется, и все большее количество фирм начинают свою деятельность в этой области. Обращение в эти организации может быть весьма полезным, однако следует понимать их особенности. Рыночные отношения строги, и этим фирмам выгоднее работать либо с теми сегментами рынка труда, где существует явный недостаток в рабочей силе либо с высококвалифицированными специалистами, за трудоустройство которых можно получить хорошие деньги. В большинстве случаев информация об имеющихся вакансиях и реальном положении дел у фирмы, в которую вы обратились, рассматривается как коммерческая тайна. В отличие от Государственной службы занятости, получить какую-то информацию от коммерческой фирмы очень непросто и, во всяком случае, не бесплатно.

Обращайтесь за помощью в поиске работы в службу занятости и коммерческие фирмы по подбору персонала. Оставьте там информацию о себе.

Существуют две основных категории коммерческих фирм, предоставляющих услуги в сфере трудоустройства.

Одни фирмы получают деньги и с работодателей за подбор кадров, и с работников за предоставление возможностей трудоустройства. Работник, обращающийся в такую фирму, платит деньги за то, что его координаты внесут в банк ищущих работу по специальности, которую он избрал. Некоторые фирмы проводят психологическое тестирование, стоимость которого либо входит в общую плату, либо оплачивается отдельно.

Другие фирмы получают деньги только от работодателей за подбор кандидатов на вакантные рабочие места. В таком случае взимание денег с ищущих работу за внесение информации в банк специалистов не производится. Тем самым привлекается большее количество потенциальных специалистов, среди которых производится дальнейший подбор кадров. Однако при этом могут оказываться те или иные дополнительные платные услуги для ищущих работу, такие, как психологическое тестирование, консультации по планированию карьеры, занятия по поиску работы и трудоустройству, помощь в составлении резюме и т. п.

Прежде чем обращаться в коммерческую фирму, занимающуюся трудоустройством, стоит обдумать и оценить два момента.

Во-первых, какова ваша конкурентоспособность на рынке труда. Иными словами, обладаете ли вы такой специальностью или какими-то другими качествами, что фирме будет выгодно вами заниматься.

Во-вторых, что это за фирма. Понятно, что если такое агентство недавно начало свою деятельность, то можно предполагать, что банк вакансий у них невелик и, следовательно, ваши деньги будут потрачены без толку. В то же время стоит поинтересоваться, - сколько вам будет стоить трудоустройство в той или иной фирме, потому что разброс цен здесь очень велик и, возможно, небольшая фирма найдет вам работу за приемлемую цену.

При оценке коммерческих фирм в сфере занятости следует интересоваться, как долго существует эта фирма. Рынок труда очень динамичен, и если коммерческая фирма удержалась на нем полтора-два года, то это хороший признак.

Кроме того, следует выяснить, имеет ли фирма лицензию на право предоставления услуг в сфере трудоустройства безработных граждан и незанятого населения. Лицензия выдается фирме на определенный срок и является гарантией качества предоставляемых фирмой услуг. Для получения такой лицензии фирма должна пройти экспертизу в органах занятости, которые в дальнейшем следят за качеством работы фирмы.

Преимущественно клиентами рекрутинговых агентств являются фирмы, заинтересованные в поиске и подборе высококвалифицированных кадров и готовые платить за услуги агентств. К сожалению, большинство фирм берут плату и со специалистов.

По содержанию же у них бывают самые разные вакансии: от менеджеров высшего звена до квалифицированных рабочих.

В рекрутинговые агентства за поиском работы обращаются в основном люди, неудовлетворенные имеющейся работой, потерявшие работу, студенты и выпускники учебных заведений, люди, которые переехали на новое место жительства, сменили профессию или хотят сменить работу в связи с состоянием здоровья. Как правило, большинство людей ищут новое рабочее место в связи с желанием более интересной и высокооплачиваемой работы, вследствие не сложившихся отношений в коллективе или с руководством, из-за желания приобрести новый опыт, перспективы роста, самостоятельность и ответственность в принятии решений. Кроме того, некоторые ищут более удобное расположение рабочего места и режима труда или более стабильную работу.

Вернуться к списку вопросов

Средства массовой информации: газеты, радио, ТВ

К средствам массовой информации обычно относят газеты, журналы и другие периодические издания, а также телевидение и радио. Здесь вы можете встретить не только конкретные объявления о приеме на работу, но и различные статьи, интервью и обзоры о новом или расширяющемся бизнесе, в которых может содержаться полезная информация. Однако к ней нужно правильно относиться. Объем газетных публикаций или передач обычно недостаточен для того, чтобы рассказать о какой-то сфере бизнеса или предприятии во всей полноте. Более того, журналистский стиль предполагает, что разговор ведется только о самом интересном, важном или привлекающем внимание. Некоторые публикации представляют собой скрытую рекламу какой-либо фирмы и написаны для того, чтобы вызвать к ней интерес. Естественно, что моменты, связанные с приемом новых сотрудников, какие-то частности и нюансы могут упускаться, а именно они вас и интересуют. С другой стороны, в подобных материалах скрыто рекламируется множество реально существующих возможностей для работы. И здесь необходимо проявить свои аналитические способности. Как говорил Шерлок Холмс: "Умный человек и по капле воды догадается о существовании океана".

Использование средств массовой информации при поиске места работы предполагает, что вы обратитесь не к одной, а сразу ко многим газетам, радио и телепередачам. Чем больше вы просмотрите рекламных и информационных объявлений, различных статей и т. д., тем более обширную информацию о рынке труда и возможностях трудоустройства вы получите. Наибольшее внимание следует уделить местным региональным средствам массовой информации. Центральные газеты могут вам помочь только в целях самой общей ориентации в современной ситуации на рынке. Обратите внимание и на газеты бесплатных объявлений. В них бывает много информации, однако следует учитывать, что газеты бесплатных объявлений не несут никакой ответственности за содержание опубликованного на своих страницах. Поэтому эту информацию следует проверять особенно тщательно. Будет полезным, если в своей работе с этими источниками информации вы будете следовать следующим принципам:

  • "Широкий охват" - изучение как можно большего количества газет, журналов, радио и телепередач.
  • "Выделение фактов" - отделение фактов от журналистского комментария и эмоциональных оценок этих фактов.
  • "Анализ фактов" - определение того, чем полученная информация может помочь вам лично.
  • "Уточнение и проверка" - сбор дополнительной информации по интересующей вас теме с помощью телефонных звонков, личных посещений и разговоров с компетентными людьми.

Полезно иметь специальный блокнот, куда вы будете записывать или вклеивать необходимую информацию. На его страницах вы можете также отмечать то, чего вам не хватает для дальнейших поисков и составлять планы на будущее

Регулярно просматривайте информацию о вакансиях в местных средствах массовой информации и давайте информацию о себе в ответ на интересные объявления.

Не пренебрегайте также различными профессиональными газетами, в которых также может содержаться полезная информация о возможностях трудоустройства.

В средствах массовой информации следует размещать и свои собственные объявления о поиске работы.

Эффективность таких объявлений зависит от того, как вы их составите. Иногда вслед за такими объявлениями следует шквал звонков, большей частью пустых. Это происходит в том случае, если вы неправильно сформулировали цель своего поиска.

Многократно публикуйте в газетах объявления о себе как о специалисте, ищущем работу.

Объявление должно удовлетворять определенным требованиям. Во-первых, оно должно быть кратким. Во-вторых, оно должно содержать только выигрышную информацию. Данные о себе должны помещаться в объявление только в том случае, если они выгодно демонстрируют ваши достоинства. Поэтому без особенной нужды не говорите о вашем возрасте, образовании, дополнительных возможностях.

Вернуться к списку вопросов

INTERNET

В Internet существует огромное число источников информации о работе практически во всех странах мира. Сейчас происходит бурный рост информационных возможностей Internet в сфере трудоустройства. Разумеется, использовать Internet для поиска места землекопа в ближайшей от вашего дома конторе не совсем логично.

Гуляя по Internet, вы можете выйти на массу агенств, предлагающих вакансии по всему миру. Вы можете узнать лишь их адрес, а можете получить и информацию о требующихся кадрах. Вам легко вступить в диалог с фирмой, даже если она находится в тысячах километрах от того места, где вы сейчас живете. Вы можете послать в агенство свое резюме, запросить подробности по заинтересовавшим вас позициям и т.д.

Мы будем говорить только о русскоязычных средствах поиска работы в Internet. Информация о рабочих местах в Internet очень динамична. Каждый месяц появляются новые серверы, сайты и страницы, посвященные поиску работы и трудоустройству. Для того чтобы получить информацию о текущих русскоязычных источниках информации в сфере трудоустройства, можно воспользоваться информационно-поисковой системой Rambler. Ее адрес: www.rambler.ru. В разделе "Работа" этой системы вы найдете адреса всех доступных на текущий день ресурсов Internet на русском языке, посвященных поиску работы. Большинство из них принадлежит коммерческим кадровым агентствам. Как правило, возможности этих сайтов позволяют бесплатно просматривать информацию о вакансиях в различных странах, городах, отраслях, фирмах. Некоторые сайты содержат конкретную информацию о вакансиях, включая название должности, название фирмы, предлагаемый уровень заработной платы, условия труда, требования к соискателю, почтовые и электронные адреса, номера телефонов и факсов работодателей. Это позволяет немедленно установить контакт с работодателем по телефону, послать ему резюме по факсу или электронной почте. В других сайтах контактная информация о работодателе доступна только после контакта с соответствующим агентством и оплаты услуг. Кроме того, большинство сайтов, посвященных поиску работы, дает возможность размещать в своих базах данных резюме соискателей, к которым в том или ином объеме имеют доступ работодатели, заинтересованные в подборе сотрудников. Как правило, доступ к информации о вакансиях и резюме соискателей в режиме чтения является бесплатным для всех желающих, а вот размещение информации о вакансиях со стороны работодателей и резюме со стороны соискателей на некоторых сайтах требует оплаты.

Тот, кто в первый раз обращается к Internet в поисках работы, почти всегда испытывает разочарование. Результаты оказываются хуже, чем ожидалось. Причина чаще всего в том, что человек не знает, как сформулировать свой запрос. Самый эффективный путь - составить запрос, вставив в него 2-3 слова, характерных для профессиональной лексики по интересующей специальности. Не надо давать сложных определений или наоборот, слишком узких, конкретных названий своей специальности.

Наиболее целесообразно искать работу через Internet в том случае, если вы:

  • имеете дома или на работе персональный компьютер с модемом, подключенный к сети Internet,
  • являетесь специалистом высокой квалификации.

При этом поиск работы становится более удобным благодаря тому, что:

  • вы можете искать вакансии, сообщать информацию о себе и устанавливать контакты с работодателем, не выходя из-за рабочего стола,
  • вы легко можете искать работу в другом городе или даже в другой стране,
  • вы можете общаться с работодателем, находящимся в любой точке мира, при этом делать это более быстро, надежно и дешево, чем с помощью телефона или факса,
  • информация, которую вы размещаете о себе, доступна для широкого круга пользователей круглосуточно, хранится сколь угодно долго и обходится дешевле, чем использование платных объявлений в других средствах массовой информации.

Вернуться к списку вопросов

Другие люди

Люди могут оказать вам неоценимую помощь в поиске информации о возможностях трудоустройства, да и в самом трудоустройстве. Причем в этом качестве могут выступать не только ваши близкие, но и совсем незнакомые вам люди. Лишь бы у вас было желание общаться с ними. Итак, чем вам могут помочь разные люди. Составьте список родных, друзей и знакомых, которых вы намерены подключить к поиску работы для вас. Сообщите им о том, что вы ищете работу. Передайте им свои резюме. Регулярно обзванивайте их или встречайтесь с ними, напоминая о себе и интересуясь результатами.

Друзья, знакомые, родственники и даже случайно встреченные вами люди могут:

  • знать о конкретных возможностях' трудоустройства, существующих вакансиях,
  • согласиться иметь вас в виду на предмет возможного трудоустройства,
  • знать кого-то, кто уходит с работы, освобождая рабочее место,
  • знать о конкретных фирмах и организациях, куда стоит обратиться,
  • слышать о том, что поблизости начинают работать новые фирмы или уже существующие предприятия расширяют производство.

Сотрудники организаций, представляющих для вас интерес:

  • знают об имеющихся предполагаемых вакансиях,
  • могут организовать встречи с потенциальным нанимателем по поводу получения работы,
  • сообщить о вас нанимателю в случае, если они собираются принимать кого-то на работу,
  • передать нанимателю копию вашего резюме.

Люди, которые сами только что трудоустроились:

  • могли недавно столкнуться с организацией или фирмой, в которой есть вакансии для новых соискателей работы.

Близкие друзья и родственники:

  • могут спросить у своих знакомых об известных им вакансиях,
  • порекомендовать вас потенциальному работодателю и организовать встречу с ним.

Люди, которые имеют контакты в вашей профессиональной области, коллеги по бывшей работе:

  • могут передать экземпляр вашего резюме заинтересованному лицу,
  • порекомендовать вас своему нанимателю и организовать встречу с ним;

Те, кто также занят поиском работы, могут:

  • знать о вакансиях, которые их самих не заинтересовали,
  • столкнуться с наличием интересующих вас вакансии,
  • при собственном поиске работы интересоваться также работой для вас.

Для того чтобы активно и конструктивно использовать этот источник информации, вы должны соблюдать некоторые принципы.

Следует общаться с максимально возможным числом людей. Это означает, что вы должны каким-то образом (по телефону, по почте, лично) связаться с максимально большим количеством своих друзей, родственников, знакомых, бывших коллег по работе. Кроме того, чаще общаться с незнакомыми людьми у друзей, знакомых, в магазинах, в транспорте и т. п. Понятно, что установление контакта с незнакомым человеком представляет известные трудности. Отнеситесь к этому какк тренировке своих способностей к общению. Эти способности в полной мере понадобятся вам, когда вы пойдете на личное собеседование с потенциальным работодателем.

Вы должны точно знать и уметь объяснить людям, чего вы хотите. Это означает, что общение надо предварительно планировать, планировать, что сказать и о чем просить окружающих. Вы должны точно объяснить тем людям, с которыми общаетесь, какого рода работу вы ищете, какова ваша квалификация и опыт, чем вам может помочь ваш собеседник.

Кроме того, вам необходимо не бояться показаться наивным или недостаточно знающим. Это означает, что в разговоре следует уточнять все подробности относительно возможностей трудоустройства. Задавайте вопросы и узнавайте точное название фирмы, ее адрес и телефон, что их может заинтересовать, к кому надо обратиться, его фамилию и должность, вообще любые полезные мелочи.

Вернуться к списку вопросов

Справочные телефоны. Телефонные звонки потенциальным работодателям.

В поиске вакансий вам может оказать неоценимую услугу телефонный справочник. Помните! Многие вакансии никогда не рекламируются. Однако если наниматель имеет нужду в работнике, то ваш звонок будет воспринят благосклонно и вероятность вашего трудоустройства будет велика. Часто в телефонных справочниках имеются не только телефоны многих фирм, но и много рекламы. По этим рекламным объявлениям можно оценить профиль работы многих организаций, и, кроме того, наличие этой рекламы косвенно указывает на хорошее финансовое состояние фирмы и то, что она стабильно работает на рынке. Если вы имеете предположения относительно того, в какой сфере деятельности ваша квалификация и опыт будут наиболее полезны, смело начинайте совершать "поисковые" звонки.

Практика показывает, что поиск работы с помощью телефона является одним из самых эффективных способов получить приглашение на собеседование и, следовательно, в дальнейшем получить работу. Однако одновременно это наименее распространенный способ интенсивного поиска работы. Это объясняется отсутствием навыков телефонных разговоров, преследующих конкретные цели, и неуверенностью. Психологически оказывается более простым искать работу при помощи третьих лиц или с помощью писем, потому что в этом случае отказ не носит "личного" характера и психологически более "безопасен". Однако стоит задуматься и о, том, что нанимателю также психологически сложнее отказать вам по телефону, чем просто выбросить ваше письмо в корзину или сказать "нет" третьему лицу. Поэтому хорошо проведенный телефонный разговор с потенциальным нанимателем часто завершается приглашением на личное собеседование или нахождением еще одной возможности трудоустройства.

Какие еще есть плюсы у поиска работы с помощью телефона.

  • Телефон может быть использован для решения многих задач: и для наведения справок по рекламируемым рабочим местам, и для "поисковых" телефонных звонков по организациям, телефон которых вы нашли в справочнике, и для контактов с людьми, которые могут оказать помощь или предоставить информацию о возможностях трудоустройства.
  • Телефон - очень эффективное средство, потому что рекламируемые вакансии могут быстро заполниться и ваша задача заявить о себе возможно раньше, обогнав других конкурентов.
  • Позвонив по телефону, вы получаете немедленный ответ и, следовательно, можете планировать ваши дальнейшие действия, не теряя времени.
  • Звонок по телефону дает необходимую гибкость. Даже если вакансия уже занята, можно спросить о будущих вакансиях или других возможностях.
  • При соответствующем навыке и подготовке соискатель работы получает наилучшие шансы в нужном свете представить свой сильные стороны.
  • Это дешево и удобно.

Осознав положительные стороны поиска возможностей трудоустройства с помощью телефона, его выгоды и удобства, отбросим сомнения и беспокойства, возьмемся за телефон и начнем работу.

Каждый новый телефонный звонок предполагаемому paботодателю, чем бы он ни закончился, развивает ваш навык общения по телефону. Если что-то не получится - не беда. Важно понять, что и почему не получилось, и впредь не допускать подобных ошибок. Кстати, если вы позвоните тому же работодателю через две-три недели, то вполне вероятно, что к этому моменту он уже забудет ваш неудачный звонок, и вы сможете попытаться снова.

Стратегию эффективного "телефонного" поведения мы опишем на примере двух наиболее сложных типов телефонных звонков. Первый - это "поисковые" телефонные звонки, когда вы пытаетесь выявить скрытые, не рекламируемые возможности трудоустройства. Второй - телефонный звонок по рекламируемой вакансии. Мы предлагаем придерживаться описанной ниже последовательности действий, потому что она проверена опытом и практикой.

"Поисковый" телефонный звонок

Общая цель поискового звонка состоит в том, чтобы пробудить интерес потенциального работодателя, вызвать у него желание встретиться с вами и больше о вас узнать. Этой цели и должны быть подчинены все ваши действия.

Прежде всего вы должны знать, чего вы хотите. Подумайте, какого рода работа может вам подойти, с чем она связана, какие навыки нужны. Другой очень важной стороной является то, что вы должны продумать, чем можете заинтересовать работодателя. На чем вы должны акцентировать внимание, что особо подчеркнуть, какие вопросы работодатель может вам задать? Сделайте необходимые заметки и держите их перед глазами, когда будете звонить.

В целом вы должны понимать, что ваш звонок является для работодателя неожиданностью. В начале он даже не знает, кто звонит и почему звонит именно ему. И значит, вы можете овладеть инициативой, вести и контролировать разговор.

Общий сценарий вашего разговора выглядит так. Если вы вышли на того человека, который отвечает за набор новых работников вашей специальности, вы должны сразу же представиться и уточнить, какого рода услуги вы можете предложить. Завоевав интерес, вы можете попросить о встрече, с тем, чтобы подробнее рассказать о себе и показать документы. Для этого и нужна соответствующая предварительная подготовка. Рассмотрим конкретные шаги реализации поискового звонка.

Первый шаг - узнайте имя. Всегда старайтесь выяснить имя того, кто конкретно отвечает за набор новых работников. Знание имени даст вам несколько конкретных преимуществ:

  • вы не будете тратить время и усилия на разговор с тем, кто не может решить ваш вопрос, и сможете просить соединить вас с конкретным человеком, имя которого вам известно,
  • обращаясь по имени к потенциальному работодателю, вы сразу создаете благоприятную и доверительную атмосферу общения и сокращаете психологическую дистанцию,
  • создаете благоприятное впечатление о себе и серьезности своих намерений.

Второй шаг - преодолейте "заслон". Важно не только знать, к кому обратиться, необходимо добиться возможности поговорить с этим человеком. Помните, ваш звонок - неожиданность, поэтому если вы преждевременно раскроете цель обращения первому, кто снял трубку, то ответ почти всегда будет отрицательным, а разговор - законченным. Однако, добиваясь разговора с нужным вам человеком, не стоит говорить, что это личный звонок. Это вызовет опасения. Разумнее сказать, что это звонок по вопросу, связанному с приемом, на работу, или просто сказать, что свой вопрос вы можете обсудить только с адресатом звонка. Если вам говорят, что адресат звонка занят или отсутствует, не соглашайтесь на разговор с другим абонентом. Правильнее будет выяснить, когда нужный вам сотрудник вернется, и перезвонить в указанное время.

Третий шаг - позитивно "подайте" себя. Начиная разговор, следует обратиться к работодателю по имени, представиться и представить свою "домашнюю заготовку". Она заключается в кратком сообщении о ваших рабочих и личных качествах, об опыте, квалификации, интересах, навыках и способностях. Постарайтесь, чтобы рассказ был не очень длинным, но интересным и привлекающим внимание. Вы должны обязательно объяснить собеседнику причину звонка, однако признаваться в том, что вы звоните "наудачу", а телефон нашли в справочнике, не следует. Кроме того, не следует занижать своих способностей - это неподходящий момент для скромности и самокритики.

Четвертый шаг - продолжайте разговор. Ваша речь должна быть построена так, чтобы у работодателя не было возможности "свернуть" разговор. Если вы скажете, что звоните с тем, чтобы узнать, нет ли какой-нибудь работы, вам могут легко сказать "нет" и повесить трубку. Если ту же самую мысль вы сформулируете в форме: "Я звоню, чтобы назначить встречу, с тем чтобы обсудить, нет ли каких-либо вакансий сейчас или в будущем", то в этом случае сказать короткое "нет" значительно сложнее. Необходимость продолжать разговор возникает потому, что работодателю нужно какое-то время, чтобы подумать. Поэтому не давите, но и не давайте возможности прервать разговор. Обязательно добейтесь согласия работодателя отправить ему экземпляр вашего резюме. Формулировка может быть такой: "Вы не будете против того, чтобы у вас было мое резюме на случай, если появится подходящая для меня вакансия?" Договоритесь, что вы позвоните в фирму после получения там вашего резюме, а также спросите, знает ли работодатель о возможных вакансиях в других фирмах.

Пятый шаг - позитивно окончите разговор. Очень важно вежливо и позитивно закончить разговор. Вы должны поблагодарить своего собеседника за потраченное время и за помощь. Если работодатель соглашается взглянуть на ваши документы, представьте их как можно быстрее. Можно написать сопроводительное письмо, в котором сослаться на телефонный разговор. Даже если согласие не получено, попросите позволения позвонить еще раз через некоторое время - месяц или два. Найдется не много людей, которые откажут вам в этом, а вы получаете возможность повторного звонка, где вы упомянете, что уже разговаривали с нанимателем.

Очень важно, чтобы вы проанализировали свой телефонный звонок: что получилось, а что нет и как более эффективно действовать в следующий раз. Поисковый телефонный звонок психологически наиболее сложен, но именно поэтому он наилучшим образом тренирует ваши навыки общения по телефону. Поэтому совершите несколько поисковых звонков, даже если не ощущаете особой необходимости в них, просто для тренировки.

Регулярно обращайтесь к потенциальным работодателям по телефону, письменно или лично.

Другой сценарий - это телефонный звонок по рекламируемой вакансий.

Если вы активно ищете работу, то такие звонки вам придется делать постоянно. Это ваш первый опыт общения с вероятным работодателем, и произвести благоприятное впечатление очень важно. Цель звонка - добиться приглашения на собеседование.

Прежде чем позвонить, вы должны быть готовы к звонку. Подготовка включает следующие позиции:

  • Необходимо иметь перед собой рекламное объявление.
  • Подчеркните название, фирмы, или название отдела, а может быть, и имя человека, с которым хотите поговорить.
  • Отметьте точное название вакансии, на которую вы рассчитываете.
  • Запишите все вопросы, которые вы хотите задать потенциальному работодателю.
  • Приготовьте ручку и бумагу на случай, если придётся что-то записать.
  • Будьте готовы в позитивном ключе ответить на вопросы о себе, своем опыте и почему вы заинтересованы в получении этого рабочего места.

Разговор по телефону может развиваться по следующей схеме:

  • Попросите соединить с сотрудником или отделом, с которым вы хотите связаться.
  • Говорите четко, назовите свое имя, а также уточните, какой работой вы интересуетесь.
  • Будьте готовы ответить на любые вопросы; которые вам может задать наниматель. Не бойтесь попросить что-то повторить, если не поняли с первого раза.
  • Если вам предлагают прийти на собеседование, пометьте себе день, время, место и имя человека, с которым вам предстоит встретиться. Спросите, можно ли позвонить через несколько дней, чтобы подтвердить, что собеседование состоится. Прочтите записанное собеседнику, чтобы проверить, правильно ли вы поняли. Попросите объяснить, как проехать.
  • Если место уже занято, поинтересуйтесь, можно-ли надеяться на появление вакансий в будущем. Спросите, можно ли позвонить еще раз через несколько недель. Выясните, можно ли послать резюме на тот случай, если место неожиданно появится.
  • Поблагодарите сотрудника фирмы за потраченное время.

Вернуться к списку вопросов